Детская

Кораблики здоровья

Кораблики здоровья

Давайте подумаем, кто хоть раз в жизни не испытывал боли или дискомфорта в шее, спине, суставах, ногах, т.е. ощущал какие-либо "неполадки" в системе опорно-двигательного аппарата?  И каждый из нас задаётся вопросом, откуда это у меня?

Представьте себе, что наш организм - большой корабль, где позвоночник является центральной осью -  высокой, прямой и надёжной мачтою, с которой  связан крепёж всего корабля.  От состояния и положения   "мачты" зависит насколько далеко и успешно, преодолевая все ненастья, пройдёт наше судно.  Как раз это и является чаще всего точкой отсчета здоровья опорно-двигательного аппарата, ведь уже в достаточно раннем возрасте кроме жалоб появляются диагнозы:  от сколиоза и нарушения осанки до межпозвонковых грыж и артрозов. Далее из-за неправильного распределения нагрузок приходит в неисправность   остальной "крепёж" корабля и возникают заболевания смежных органов и систем.

Позвоночник должен быть подвижен, насколько это возможно, устойчив, насколько это необходимо, и достаточно крепок, чтобы выдержать статические и динамические нагрузки, поэтому так важна ранняя диагностика и профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата с раннего детства.

   По результатам Всероссийской диспансеризации патология позвоночника составляет 45,8% (60230 человек) в структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата детского населения.  Начальные стадии сколиотической деформации позвоночника отмечены у 37% детей. А 79,7% из числа детей с патологией позвоночника нуждаются в интенсивных комплексных реабилитационных мероприятиях и динамическом контроле за состоянием позвоночника. Если родители запоздали и врачами уже поставлен диагноз, то лечение необходимо начинать как можно раньше, ведь в очень многих случаях эти болезни можно если не предупредить, то хотя бы не дать им прогрессировать.

 Больные сколиотической болезнью страдают дисплазией тазобедренных суставов, плоскостопием, аномалиями пояснично-крестцового отдела позвоночника, желчевыводящих,  мочевыводящих путей и т.д.

Предлагаем некоторые рекомендации для грамотной организации рабочего места детей дома, необходимо: 
-   удобный стул на винтах и шарнирах, где можно настроить  высоту и глубину сиденья, наклон спинки. Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки. Для более комфортного расположения спины, не помешает подложить к спинке стула мягкий валик в районе поясничного изгиба, что поможет спине сохранить естественную форму;
-  рабочая поверхность стола должна находиться на уровне солнечного сплетения, при этом грудь почти вплотную приближена к столу;
-  научить ребёнка прямо держать спину,  свободно опираясь на стол симметрично расположенными  локтями, тем самым разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук;
- обеспечить хорошее освещение рабочего места, чтобы  тетрадь находилась на оптимальном расстоянии от глаз (30-35см) и располагалась под углом 30*, а ребенку не приходилось поворачивать туловище при письме;
- под ноги подставить скамеечку такой высоты, чтобы тазобедренные, коленные и голеностопные  суставы   были согнуты под прямыми углами, а бедра лежали на сиденье, принимая на себя часть веса тела;
- время от времени ребенок должен немного менять позу, а через каждые 30-35 минут занятий следует вставать и подвигаться 5-10 минут;
- купить ребёнку ранец (рюкзачок),  так как нельзя носить сумку (даже лёгкую) через плечо, в одной руке, ведь тогда плечо приходится держать всегда поднятым;
- строго следить за весом школьного рюкзака, так как всё что весит более 3 кг может отрицательно сказаться на позвоночнике;
- движение - это жизнь для позвоночника, тем более растущего, поэтому физические занятия обязательны, хотя бы по 30 мин в день. Однако интенсивность нагрузок, выбор конкретного вида спорта должны осуществляться с учетом индивидуальных возможностей и в соответствии с состоянием здоровья. 

   При функциональных нарушениях осанки мышцы туловища ослаблены, поэтому принять правильную осанку и зафиксировать её надолго ребенок не может Как правило,  дети и молодые люди, с правильно развивающейся осанкой сохраняют её д глубокой старости.  Существуют возрастные критерии осанки (табл.1), соответствующие дошкольной, школьной и юношеской возрастной группе.
 

Таблица 1

Возрастные критерии осанки

Возрастная группа

Плечи

Лопатки

Грудная клетка

Положение живота

Положение остистых отростков

Физиологические изгибы позвоночника

Длина ног

 

3-6 лет

 

 

Вперёд не выступают

 

Немного выступают назад. Находятся на одном уровне

 

симметрична

 

Выдаётся вперёд

 

По средней линии спины

 

Намечается поясничный изгиб

 

Выпрямлены
Длина ног равна,  в положениях лежа и стоя

 

7-15 лет

 

 

 Находятся на одном уровне
симметрично

 

Не выступают
Находятся на одном уровне

 

симметрична

 

Выдаётся вперёд незначительно

 

По средней линии спины

 

Умеренно выражены как шейный, так и поясничный изгибы

 

Выпрямлены
Длина ног равна, в положениях лежа и стоя

 

16-20 лет

 

 

Находятся на одном уровне
симметрично

 

Прижаты к спине
Находятся на одном уровне

 

Соски у мальчиков и молочные железы у девочек расположены на одном уровне,
симметрично

 

Плоский, втянут по отношению к грудной клетке

 

По средней линии спины

 

Все изгибы хорошо видны, у мальчиков акцент на грудной изгиб, у девочек – на поясничный изгиб

 

Выпрямлены
Длина ног равна,  в положениях лежа и стоя

 

В домашних условиях можно провести   тест - встать спиной к стене без плинтуса. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены, а расстояние между стеной и телом в районе шейного и поясничного изгибов - примерно 2-3 пальца.
Существует ряд закономерных этапов развития и формирования позвоночника практически с момента рождения и до младшего школьного возраста,  далее развитие продолжается и приобретает индивидуальные особенности (табл.2), ведь именно от формы позвоночника в первую очередь зависит осанка.

Таблица 2

Этапы формирования конфигурации позвоночника

 

Этапы формирования
позвоночника

Физиологические изгибы позвоночника

Период формирования физиологических изгибов

 

I этап

 

Шейный изгиб
(шейный лордоз)

 

Формируется после рождения, когда ребёнок поднимает головку
 

 

II этап

 

Грудной изгиб
(грудной кифоз)

 

Формируется, когда малыш ползает и садится

 

III этап

 

Поясничный изгиб
(поясничный лордоз)

 

Формируется, когда ребёнок начинает стоять и ходить
 

Индивидуальные особенности выстраиваются под действием многих факторов - рост, вес, обмен веществ, воздействие окружающей среды, наличие врождённых нарушений опорно-двигательного аппарата,  других органов и систем,  также социального и индивидуально-психологического фона.  Очень важную роль в развитии опорно-двигательного аппарата ребёнка играет физическое развитие с учетом всех вышеперечисленных факторов.

Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в мёжпозвонковых дисках. Даже такая серьезная болезнь, как сколиоз, до поры до времени протекает без боли.
Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости.  

 Таким образом, диагноз "плохая осанка" можно не глядя - ставить любому, но всё-таки мы рекомендуем  обратиться  к   специалисту, чтобы установить точный диагноз,  получить квалифицированные советы, которые  помогут правильно организовать лечение, а следовательно выпустить ваш  "кораблик" по волнам жизни устойчивым.

 Главный врач Сети клиник Здорового
позвоночника и суставов
К.м.н. Глинянова Анна Геннадиевна