Кораблики здоровья
Давайте подумаем, кто хоть раз в жизни не испытывал боли или дискомфорта в шее, спине, суставах, ногах, т.е. ощущал какие-либо "неполадки" в системе опорно-двигательного аппарата? И каждый из нас задаётся вопросом, откуда это у меня?
Представьте себе, что наш организм - большой корабль, где позвоночник является центральной осью - высокой, прямой и надёжной мачтою, с которой связан крепёж всего корабля. От состояния и положения "мачты" зависит насколько далеко и успешно, преодолевая все ненастья, пройдёт наше судно. Как раз это и является чаще всего точкой отсчета здоровья опорно-двигательного аппарата, ведь уже в достаточно раннем возрасте кроме жалоб появляются диагнозы: от сколиоза и нарушения осанки до межпозвонковых грыж и артрозов. Далее из-за неправильного распределения нагрузок приходит в неисправность остальной "крепёж" корабля и возникают заболевания смежных органов и систем.
Позвоночник должен быть подвижен, насколько это возможно, устойчив, насколько это необходимо, и достаточно крепок, чтобы выдержать статические и динамические нагрузки, поэтому так важна ранняя диагностика и профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата с раннего детства.
По результатам Всероссийской диспансеризации патология позвоночника составляет 45,8% (60230 человек) в структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата детского населения. Начальные стадии сколиотической деформации позвоночника отмечены у 37% детей. А 79,7% из числа детей с патологией позвоночника нуждаются в интенсивных комплексных реабилитационных мероприятиях и динамическом контроле за состоянием позвоночника. Если родители запоздали и врачами уже поставлен диагноз, то лечение необходимо начинать как можно раньше, ведь в очень многих случаях эти болезни можно если не предупредить, то хотя бы не дать им прогрессировать.
Больные сколиотической болезнью страдают дисплазией тазобедренных суставов, плоскостопием, аномалиями пояснично-крестцового отдела позвоночника, желчевыводящих, мочевыводящих путей и т.д.
Предлагаем некоторые рекомендации для грамотной организации рабочего места детей дома, необходимо:
- удобный стул на винтах и шарнирах, где можно настроить высоту и глубину сиденья, наклон спинки. Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки. Для более комфортного расположения спины, не помешает подложить к спинке стула мягкий валик в районе поясничного изгиба, что поможет спине сохранить естественную форму;
- рабочая поверхность стола должна находиться на уровне солнечного сплетения, при этом грудь почти вплотную приближена к столу;
- научить ребёнка прямо держать спину, свободно опираясь на стол симметрично расположенными локтями, тем самым разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук;
- обеспечить хорошее освещение рабочего места, чтобы тетрадь находилась на оптимальном расстоянии от глаз (30-35см) и располагалась под углом 30*, а ребенку не приходилось поворачивать туловище при письме;
- под ноги подставить скамеечку такой высоты, чтобы тазобедренные, коленные и голеностопные суставы были согнуты под прямыми углами, а бедра лежали на сиденье, принимая на себя часть веса тела;
- время от времени ребенок должен немного менять позу, а через каждые 30-35 минут занятий следует вставать и подвигаться 5-10 минут;
- купить ребёнку ранец (рюкзачок), так как нельзя носить сумку (даже лёгкую) через плечо, в одной руке, ведь тогда плечо приходится держать всегда поднятым;
- строго следить за весом школьного рюкзака, так как всё что весит более 3 кг может отрицательно сказаться на позвоночнике;
- движение - это жизнь для позвоночника, тем более растущего, поэтому физические занятия обязательны, хотя бы по 30 мин в день. Однако интенсивность нагрузок, выбор конкретного вида спорта должны осуществляться с учетом индивидуальных возможностей и в соответствии с состоянием здоровья.
При функциональных нарушениях осанки мышцы туловища ослаблены, поэтому принять правильную осанку и зафиксировать её надолго ребенок не может Как правило, дети и молодые люди, с правильно развивающейся осанкой сохраняют её д глубокой старости. Существуют возрастные критерии осанки (табл.1), соответствующие дошкольной, школьной и юношеской возрастной группе.
Таблица 1
Возрастные критерии осанки
Возрастная группа |
Плечи |
Лопатки |
Грудная клетка |
Положение живота |
Положение остистых отростков |
Физиологические изгибы позвоночника |
Длина ног |
3-6 лет
|
Вперёд не выступают |
Немного выступают назад. Находятся на одном уровне |
симметрична |
Выдаётся вперёд |
По средней линии спины |
Намечается поясничный изгиб |
Выпрямлены |
7-15 лет
|
Находятся на одном уровне |
Не выступают |
симметрична |
Выдаётся вперёд незначительно |
По средней линии спины |
Умеренно выражены как шейный, так и поясничный изгибы |
Выпрямлены |
16-20 лет
|
Находятся на одном уровне |
Прижаты к спине |
Соски у мальчиков и молочные железы у девочек расположены на одном уровне, |
Плоский, втянут по отношению к грудной клетке |
По средней линии спины |
Все изгибы хорошо видны, у мальчиков акцент на грудной изгиб, у девочек – на поясничный изгиб |
Выпрямлены |
В домашних условиях можно провести тест - встать спиной к стене без плинтуса. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены, а расстояние между стеной и телом в районе шейного и поясничного изгибов - примерно 2-3 пальца.
Существует ряд закономерных этапов развития и формирования позвоночника практически с момента рождения и до младшего школьного возраста, далее развитие продолжается и приобретает индивидуальные особенности (табл.2), ведь именно от формы позвоночника в первую очередь зависит осанка.
Таблица 2
Этапы формирования конфигурации позвоночника
Этапы формирования |
Физиологические изгибы позвоночника |
Период формирования физиологических изгибов |
I этап |
Шейный изгиб |
Формируется после рождения, когда ребёнок поднимает головку |
II этап |
Грудной изгиб |
Формируется, когда малыш ползает и садится |
III этап |
Поясничный изгиб |
Формируется, когда ребёнок начинает стоять и ходить |
Индивидуальные особенности выстраиваются под действием многих факторов - рост, вес, обмен веществ, воздействие окружающей среды, наличие врождённых нарушений опорно-двигательного аппарата, других органов и систем, также социального и индивидуально-психологического фона. Очень важную роль в развитии опорно-двигательного аппарата ребёнка играет физическое развитие с учетом всех вышеперечисленных факторов.
Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в мёжпозвонковых дисках. Даже такая серьезная болезнь, как сколиоз, до поры до времени протекает без боли.
Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости.
Таким образом, диагноз "плохая осанка" можно не глядя - ставить любому, но всё-таки мы рекомендуем обратиться к специалисту, чтобы установить точный диагноз, получить квалифицированные советы, которые помогут правильно организовать лечение, а следовательно выпустить ваш "кораблик" по волнам жизни устойчивым.
Главный врач Сети клиник Здорового
позвоночника и суставов
К.м.н. Глинянова Анна Геннадиевна